Блог Евгения Борисова

Какие существуют категории водительских прав?

Автор:

Приветствую всех! Я, Евгений Борисов.

Предлагаю сегодня поговорить о выборе, перед которым встает каждый, кто решит получить пластиковое удостоверение водителя.

Категории водительских прав – тема кажется простой, но вы не поверите, сколько подводных камней в ней скрыто.

И лишний раз в этом я убедился, когда моему приятелю впаяли штраф за то, что он управлял снегоходом с правами кат.А.

Ему-то казалось, что купленная чудо-техника ничем не отличается от верного двухколесного «железного коня», стоящего в гараже. Сотрудник ГИБДД посчитал иначе, и по закону оказался прав.

Пришлось другу отдать пять тысяч и срочно записаться на курс в автошколу. Но главная печалька – об обожаемой зимней рыбалке он вынужден был забыть, законсервировав снегоход до следующего сезона.

Впрочем, отделался он легким испугом – могли бы впаять 15 тысяч, лишить прав вовсе и снегоход на штрафстоянку отогнать.

Прошлое и настоящее: что изменилось?

Еще совсем недавно всё было проще. Вот вам пять категорий – мотоциклы, легковушки, грузовики, автобусы, тяжелые машины с прицепом. Выбирайте! Определиться было несложно, так как автомобильный рынок не предлагал чего-то сверхординарного.

Но время идет: на авторынке появляются новые модели, дороги становятся всё более загруженными, порулить норовят чуть ли не с пеленок. Посему действующие правила потребовали пересмотра.

В 2014 году в новой редакции федерального закона о ПДД не только изменились ранее существующие категории, но и появились новые подкатегории. К тому же законотворцы более детально прописали характеристики транспортных средств – объем двигателя, мощность, грузоподъемность.

Напомню, что штрафы за управление ТС с неподходящей категорией прав – 5000-15000 рублей (статья 27 КоАП). Но штраф – меньшее из зол. Вас могут отстранить от управления и поместить ТС на штрафстоянку.

Итак, для наглядности я решил собрать всё в таблицу – с 2016 года следует придерживаться именно ее данных:

Все категории/подкатегории Вид ТС
А Мотоцикл
А-1 Легковой мотоцикл
В Легковое авто/небольшой грузовик
ВЕ Легковое авто с прицепом
В-1 Трициклы/квадрициклы
С Грузовики (до 3,5 т)
СЕ Грузовики (до 3,5 т) с прицепом
С-1 Грузовики (3,5-7,5 т)
С-1Е Грузовики (3,5-7,5 т) с прицепом
Д Автобусы
ДЕ Автобусы с прицепом
Д-1 Мини-автобусы (до 16 пассажиров)
Д-1Е Мини-автобусы с прицепом
М Мопеды
ТМ Трамваи
ТВ Троллейбусы

Разложим по полочкам?

Понятно, что таблица дает лишь начальное представление, поэтому без расшифровки новых категорий не обойтись. Какие же полезные описания кроются за каждой табличной ячейкой?

  • Мототехника

Категория А позволит погонять на мотоцикле, в том числе с боковым прицепом-коляской. Сесть за руль моторизованной техники весом не более 400 кг можно не раньше, чем вам начнут продавать алкоголь в магазине, то есть с 18 лет.

На два года раньше, то есть с 16 лет, разрешается гонять на мопедах и легких мотоциклах (объем движка – 50-125 куб.см., мощность – до 11 кВт), но для этого потребуется открытие подкатегории А-1.

Собственно, справедливо: взрослые должны убедиться, что подросток выучил правила и готов стать «полноценным» участником дорожного движения.

Обратите внимание, что новая категория М создана для владельцев сверхлегких мопедов и квадрициклов с мотором до 50 кубов.

Разработчики ужесточили правила получения прав на такие ТС: получить права можно с 16 лет, что по задумке авторов должно сократить количество аварий с участием детей, садящихся за руль легкой мототехники.

К слову, при наличии любых других прав садиться за руль такой техники можно с гордо поднятой головой и без опаски получить штраф.

  • Легковушки

Получение категории В требуется для «ласточек» (до 3,5 т), при этом максимальное число пассажиров – восемь. К такой легковушке можно присоединить прицеп весом до 750 кг.

Поклажу тяжелее буксировать допустимо, но ее вес не должен превышать общий вес авто, при этом масса всего автопоезда – не более 3,5 т.

А вот если вы фанат кэмпинга и любите путешествовать с семьей дикарями с собственным автодомом, потребуется подкатегория ВЕ.

В таблице видим категорию В-1. Такие права позволяют садиться за руль трайков, трехколесных мотоциклов и прочих ТС с приставкой три- .

Получить права В и В-1 можно с 18 лет. Интересно, что после успешной сдачи экзаменов на А или В, подкатегория В-1 открывается автоматически.

  • Грузовики

Для управления грузовиком нужна категория С. Только максимально допустимая масса такого ТС не должна превышать 3,5 т, а прицепа – не более 750 кг.

Если хочется сесть за руль «тяжеловеса» массой от 3,5 до 7,5 т, придется обучиться на кат. С-1. Садиться за руль с правами С и С-1 можно также с 18.

Открытие подкатегорий СЕ и С-1Е требуется, если вы берете на буксир прицепы свыше 750 кг.

  • Автобусы

Категория Д делает возможным управление автобусами. Ее достаточно, если вы перевозите до 8 пассажиров. Отлично подходит для владельцев небольших миниавтобусов.

Если же ТС рассчитано на большее количество пассажиров (до 16 человек), нужно открывать подкат. Д-1. Управление автобусами разрешено только с 21 года. Если же прицеп потяжелее (более 750 кг), то потребуется открытие ДЕ или Д-1Е.

Важно! Открыть подкатегорию Е можно лишь имея опыт управления в основной категории – от 12 месяцев.

  • Общественный транспорт

Раньше разрешение на управление трамваями-троллейбусами давалось при помощи спецзаписи в графе «Особые отметки» основных прав. Теперь появились совершенно новые категории – ТМ и ТБ.

Устроиться водителем «рогато» или «рельсового» можно лишь с 21.

Права на квадроциклы: в чем особенность?

Как же часто мне приходится слышать примерно следующее: «Купил себе за дачу квадроцикл. Отличная вещь! И права не нужны!» Да с чего же вы это решили, дорогие мои?!

Более того, сесть за руль квадроцикла с правами В, которые вы получили для своего легкового авто в ГИБДД, можно далеко не всегда.

Для управления мотовездеходами, к которым и относятся квадроциклы, часто требуется удостоверение тракториста кат. А-I (не путать с общей автокатегорией) – это первая особенность.

Разрешение на трактор А-I подходят, если техника мотоциклетного типа, если же автомобильного, то нужно удостоверение тракториста А-II.

Второй момент. Как понять: можно использовать имеющиеся права или нет? Возьмите паспорт на свой квадроцикл, снегоболотоход, снегоход и пр. Если вы держите в руках «Паспорт транспортного средства», то подкатегория В-1 из ГИБДД сгодится.

Если у вас паспорт самоходной машины – придется регистрировать чудо-технику в Ростехнадзоре и получать там же разрешение на ее управление.

Третий момент. Если вы купили квадроцикл мотоциклетного типа, то нужны права А, если автомобильного типа – права В.

Как получить и сколько стоит?

Чтобы получить новые права или открыть подкатегорию, придется пройти курс обучение в автошколе. Всё стандартно, а допуском к получению прав станут успешные экзамены на теорию и вождение (на автодроме и в городе). На права А и М экзамен по городу сдавать не придется.

Не забываем выбирать автошколу с хорошим рейтингом и лицензией, которая находится в белом списке ГИБДД. В противном случае полученный пластик сгодится разве что в качестве закладки для книг.

Стоимость обучения? Точную цифру вам скажут лишь в конкретной автошколе, когда вы определитесь с категорией. Допустим, права А потребуют тысяч 10, а самые популярные В – уже 25-30.

Плюс в том, что сегодня очень многие школы, пытаясь завоевать расположение потенциальных курсантов, предлагают оплачивать обучение в рассрочку, поэтому сразу выкладывать существенную сумму не придется.

Уверен, что мой обзор оказался для вас полезен. Буду признателен, если поделитесь статьей в социальных сетях. Задавайте вопросы и делитесь собственными историями получения прав в комментариях. Всем удачи на дорогах!

Этот блог читают 2845 автомобилистов, читай и ты
Получать статьи этого блога
Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4:
© 2018 Блог Евгения Борисова
Все права защищены, копирование контента только при наличии активной ссылки на первоисточник